Изготовление рукояти ножа
Строго говоря, согласно действующему законодательству, ремонт и доработка оружия приравниваются к его изготовлению и предусматривают уголовную ответственность.
Однако, в большинстве своем, те ножи,которыми пользуются туристы, охотники и прочий «лесной люд» относятся к т.н. «предметам хозяйственно-бытового назначения» и имеют соответствующий сертификат МВД.
Речь пойдет о ножах с так называемыми «скандинавскими лезвиями». Клинок заканчивается штырем, или, по другому, "хвостовиком", на который, собственно, насаживается рукоять.
Самая примитивная рукоять будет представлять собой кусок дерева с высверленным под рукоять отверстием. Основная сложность в том, что сверло надо ровно, иначе выходное отверстие будет не строго по центру рукояти. Собственно для этого и берется заготовка, крупней, нежели будущая рукоять – заготовку все равно обрабатывать таким образом, чтоб выходное отверстие оказалось по центру. Кроме того, отверстие под хвостовик должно быть, как минимум, прямоугольного сечения – это придется уже делать при помощи надфиля.
Некоторые лезвия (например немецкие финки времен Великой Отечественной) имеют хвостовик не квадратного, а прямоугольного сечения, сужающиеся от основания к концу. Для таких клинков сверлить рукоять приходится ступенчато, поэтапно уменьшая диаметр сверла.
Изготавливая рукоять для клинка с таким вот конусообразным хвостовиком, я даже не стал делать металлическое навершие и расклепывать хвостовик – просто забил лезвие в профильное отверстие, «посадив» его на эпоксидку.
Есть возможность несколько упростить работу – сделать рукоять составной. В этом отношении идеально подходит паркетная доска твердых пород дерева. Кроме того, торцевые спилы, после обработки морилкой и/или олифой выглядят гораздо более привлекательно, нежели продольные. Только не стоит брать старый паркет, особенно тот, что лежал на битумной стяжке – во-первых, от нагрузок могли образоваться микротрещины, которые в самый неподходящий момент могут превратиться в трещины более чем заметные, а во-вторых, паркетная доска кладется на горячий битум, который проникает в поры дерева и напрочь уродует текстуру. Нюанс заключается в том, что при составной рукояти металлическое навершие делать придется обязательно.
Вообще-то составная рукоять – богатейшее поле для фантазии. Один мой знакомый делал неплохие рукояти из…отживших свое время кожаных ремней. Именно из кожаных, предпочитая всему старые, «доперестроечные» офицерские ремни. Выглядело это так – из латуни или толстого дюраля резались накладки на торцы рукоятей. Ремень резался на прямоугольники в соответствии с желаемой толщиной рукояти. По центру выбивалось стамеской профильное отверстие под хвостовик ремня. Кожаные прямоугольники насаживались один за другим, обильно смазываемые эпоксидным клеем и затягивались тисками либо струбциной. После высыхания излишки обрезались сапожным ножом, шлифовались, и рукоять обрабатывалась либо олифой, либо жидким воском.
Обработка воском – сродни т.н. «запариванию»о котором рассказано в разделе Премудрости дерева. Если в эпоксидку добавить краситель, например краску-серебрянку, тогда на рукояти будут красивые серебряные кольца. При этом следует учитывать, что краска незначительно проникнет в структуру кожи и рисунок будет не очень четким.
Итак, рукоять готова. Теперь дело за обработкой. Для получения четкого рисунка дерево должно быть ошкурено как можно лучше, фактически отполировано – при обработке лаками, морилками различных типов, а также воском и олифой – проявляются все неровности, дефекты древесины и обработки. Хорошо если есть под рукой бормашинка с шлифовальной насадкой – такой удобно «доводить», особенно, если есть таковой, резной рисунок на рукояти.
Шлифованную рукоять необходимо выдержать в теплой олифе или жидком воске не менее 3-4 дней, за этот срок дерево пропитается на оптимальную глубину. Затем наступает период просушки. Не в коем случае не сушите на батарее или открытом солнце. Дерево будет «убито», пойдет трещинами. За 3-4 недели олифа высохнет и полимеризуется. Воск просохнет где-то за неделю – полторы. Дальше рукоять полируется при помощи суконной или велюровой тряпочки, главное чтоб она не была ветхой и не оставляла ворс на поверхности.
Желающим поэкспериментировать могу предложить попробовать совместить такие материалы как дерево, кожу и бересту. Иногда выходят весьма красивые вещи.
Взято с форума "Сила Оккультного Совершенства".